Когда обращаться к логопеду

Большинство людей знают о том, кто такой логопед и чем он занимается. Он помогает исправить различные нарушения речи у детей и взрослых, например, такие как:

  • неправильное произношение звуков;
  • заикание;
  • трудности с овладениями навыками чтения и письма;
  • неправильное образование грамматических форм.

К логопеду нужно обращаться и том случае, если ребенок отстает от сверстников в речевых навыках, имеет плохой фонематический слуг (путает звуки).

А вот о том, кто такой дефектолог, представление имеют немногие. Этот специалист оценивает физическое и психическое развитие ребенка и его соответствие возрастным нормам, помогает решить проблемы, связанные с поведением, особенностями развития, эмоциональным фоном. К этому специалисту нужно обращаться, если родителей что-то тревожит в поведении ребенка, например:

  • какие-то признаки отставания в умственном развитии;
  • нарушения мелкой и крупной моторики;
  • плохая память;
  • плохое понимание обращенной к нему речи.

Также дефектолога нужно посетить после травм головы (полученных в процессе родов или в раннем детстве).

Логопед-дефектолог

Этот специалист не только оценивает уровень развития речи и проводит коррекцию нарушений, но и работает с первопричинами проблем, делая все для того, чтобы подготовить мозговые центры и психику к становлению речи.

Услуги детского логопеда-дефектолога на определенном этапе нужны всем детям – к такому специалисту желательно привести даже нормально развивающегося ребенка в возрасте 2-3 лет, затем перед школой и в начальных классах (это позволяет выявить дислексию и дисграфию).

Помимо этого, поводом для визита могут быть речевые и не только проблемы:

  • неразборчивость речи (когда ребенка в течение длительного периода времени может понять только мама);
  • сильное отставание в развитии речи (особенно заметное на фоне сверстников);
  • отсутствие речи к 2-3 годам при том, что ребенок в той или иной мере понимает обращенную к нему речь;
  • плохое понимание ребенком речи, обращенной к нему;
  • несвязная речь, неправильное построение предложений, отсутствие согласованности слов;
  • плохая память;
  • плохо развитая мелкая моторика;
  • проблемы с поведением, эмоциональными реакциями, учебой;
  • замкнутость, неконтактность ребенка.

Детский логопед-дефектолог – это специалист, соединяющий две функции, благодаря чему он помогает решить гораздо больше проблем, чем просто логопед. Есть еще одно отличие: логопеды работают с уже подросшими детьми, с трех, а иногда и четырех-пяти лет (особенно в легких случаях, когда нарушено произношение отдельных звуков). Пациентами дефектологов могут быть и годовалые малыши, ведь чем раньше начинается коррекция, тем больших результатов удается добиться и тем успешнее ребенок сможет адаптироваться в обществе.

Главное – не надеяться, что все пройдет само собой

В любом случае, если родителям кажется, что с ребенком «что-то не так», он говорит плохо (мало, неразборчиво), есть проблемы с развитием (умственным и физическим), особенно если в анамнезе есть родовые травмы, тяжелые заболевания в раннем детстве, осложненная беременность, следует обратиться за консультацией логопеда-дефектолога, который поможет оставить индивидуальную программу адаптации, развития и обучения.

Имеются противопоказания. Перед применением проконсультируйтесь со специалистом.

Перед применением препаратов, указанных на сайте, проконсультируйтесь с врачом.

Когда обращаться к логопеду: 10 причин для консультации со специалистом

1. Речь ребенка начинает активизироваться уже к трем месяцам. Обычно к этому возрасту ребенок начинает издавать разные звуки и лепотать. Если к 3-4 месяцам ребенок продолжает молчать, то это может быть тревожным звоночком на который нужно обратить внимание. К 8-10 месяцам ребенок начинает пытаться скопировать речь взрослых пытаясь произнести первые слоги «ма», «па», «ба» и др. Уже в этом неосознанном возрасте ребенок начинает откликаться на свое имя и понимать слова , которые адресованы ему. Первым звоночком для обращения к логопеду за консультацией является , то что ребенок к концу первого года не реагирует на речь родителей и не пытается произносить первые слова или своеобразное мычание в момент когда пытается выразить свою речь.

2. К двум годам ребенок должен хорошо понимать речь взрослых , а так же уметь сам выразить свою речь простыми фразами. Обратиться к специалисту стоит если ваш ребенок выражается исключительно жестами и не формулирует простые фразы , а так же если у ребенка к двум годам слишком маленький словарный запас или вообще его отсутствие.

3. Так же одной из причиной обращения к логопеду является замена ребенком простых звуков на другие (Например, «К» заменяет на «Т»).

4. Если в 3-3.5 ребенок пропускает слоги в словах, так же переставляет местами или не произносит окончания в словах.

5. В возрасте от 4-5 речь ребенка должна быть четкой. Обратиться к детскому логопеду стоит когда речь вашего ребенка смазанная и невнятная с пропусками многих звуков.

6. Если ребенок после пяти лет произносит многие звуки мягко: «Кися», «щапка».

7.В возрасте 6-7 лет у ребенка полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно. Обратиться к логопеду нужно если у ребенка старше 6-ти лет нет правильного произношения какие-то звуков.

8. Если ребенок говорит с запинками и повторяет первые звуки, слоги, слова, заикается.

9. Если у ребенок в возрасте 6-7 с трудом запоминает стихотворения , не может ответить на вопросы и с трудом запоминает и пересказывает рассказ.

10.Если у ребенка в возрасте 8-9 лет в школе проблемы с письмом.

Автор:

«Чем раньше начать бороться с проблемой, тем лучше будет результат»

Так, когда же стоит привести ребенка к специалисту, и на какие особенности речи ребенка стоит обращать внимание?

Многие родители осознают, что в дошкольном возрасте следует показать ребенка логопеду и узнать, соответствует ли его речь возрасту. Но часто откладывают этот визит, полагая, что со временем речь ребенка станет четче и лучше.

Начнем с раннего развития крохи, ведь уже тогда проявляются первые признаки задержки речевого развития (ЗРР).

Если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета (звуков типа «кххх», «гыгы», «агу», «агы», затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата»).

В таком случае, уже в год стоит обратиться к логопеду и получить индивидуальные рекомендации. Обязательно необходимо проконсультироваться с неврологом.

Нужно показаться специалисту так же в возрасте двух лет, если были отклонения в течение беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или малоподвижный корень языка, неправильный прикус и т.д. В этом случае уместна консультация не только логопеда, но и невролога, ортодонта и др.

Если ребенок в три года ребёнок постоянно тарахтит; его речь отличается быстротой, а в некоторых случаях дети, словно нарочно растягивают слова; его сложно понять; в речи нет элементарных предложений с подлежащими, сказуемыми, дополнениями; ему трудно воспринимать даже самые простые объяснения; глотает окончания слов; произносит фразы исключительно из книг или мультфильмов; не строит собственные предложения, только повторяя фразы за взрослыми; приоткрытый рот; частое, повышенное слюноотделение, не продиктованное ростом зубов, тогда стоит обратиться за помощью логопеда, чтобы вовремя оказать корригирующую помощь.

Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Почти все речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг развивается отнюдь не всю жизнь. Так, например, фонематический слух можно исправить фактически только до 5-6-ти лет, пока формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи (утверждают нейрофизиологи). Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки – в нашей жизни исправимо всё – просто это займет больше времени.

Любите своих детей, не затягивайте визит к логопеду в дальний ящик. Ведь речь – это наш интеллект. Пусть ваши дети будут здоровыми и успешными, а мы вам в этом поможем.

Автор статьи логопед дефектолог Католик Наталья Анатольевна

Записаться на прием к логопеду дефектологу вы можете по телефону:

Когда обращаться к логопеду

В настоящее время мамы и папы задаются вопросом: требуется ли их ребенку консультация логопеда, но немногие знают – наиболее благоприятный период в плане развития речи у малыша – 2-3 года. Именно в это время необходимо проконсультироваться у детского логопеда – соответствует ли речь ребенка его возрасту.

Вам следует обратиться к логопеду, если:

  • До 2х лет у ребенка не появилась речь (ребенок молчит) или словарь ребенка составляет не более 10 слов. Квалифицированный специалист — логопед умеет стимулировать появление речи «неговорящих» детей.
  • Ребенок старше 4х лет не произносит правильно какие-то звуки. К этому времени у малыша полностью сформирована фонетическая система, поэтому проблем быть не должно.
  • Ребенок начал повторять первые звуки, слоги, слова (заикается).
  • Ребенок старше 6х лет не запоминает стихи, не может пересказать текст, нарушает структуру слов.

    Точную причину нарушений, конечно же, должен определить логопед. Возможно, также потребуется консультация невропатолога, ортодонта и отоларинголога, сурдолога и психотерапевта.

    Возможные причины нарушений:

    • негативные факторы в период беременности и родов;
    • «педагогическая запущенность»
    • ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе;
    • перинатальная энцефалопатия (ПЭП)
    • различные по происхождению поражения головного мозга до/во время или после родов, частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;
    • наследственные факторы;
    • снижение слуха;
    • анатомические особенности челюстно-лицевого аппарата;
    • сосание пальца.

    Мозг малыша обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. От совместной работы специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит семье малыша. Родителям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, домашние задания, идти одним путём к намеченной цели. Комплексный медицинский подход и активное участие родителей в процессе развития речевой функции ребёнка обязательно дадут положительный эффект.

    Основными направлениями логопедической работы по стимулированию речи у «неговорящих» детей является:

    • нормализация мышечного тонуса, мелкой моторики;
    • развитие артикуляционного аппарата, тактильных ощущений, мимики;
    • выработка речевого дыхания;
    • стимуляция лепета, перевода слов из пассивного в активный словарь;
    • выработка зрительных, слуховых дифференцировок, памяти, внимания, мышления.

    Важно установить тесный контакт с ребенком, поднять его эмоциональное состояние. Логопед учит малыша фиксировать взгляд на конкретных предметах, выполнять сначала одноступенчатые, а потом двухступенчатые инструкции. Большое значение имеет работа по воспитанию общих речевых навыков, прежде всего, диафрагмального дыхания.

    Тренировка движений пальцев и всей кисти рук, в том числе массаж, является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определенный темп речи, развивается речевой слух.

    Выполнение простых упражнений на развитие общей моторики — движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища – учит малыша выслушивать и запоминать задания, повторять их. Наблюдая за животными и птицами можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка и т.п. В работе с детьми активно применяется различные игровые методики. Это позволяет повысить интерес к занятию и повысить эффективность всей работы.

    Логопедический массаж на лице, самомассаж, проводятся с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата (проводится с музыкальным сопровождением). Также проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического слуха.

    Использование компьютерных логопедических игр позволяет повысить динамику развития и индивидуализировать процесс коррекционного обучения. Любые нарушения речи можно исправить — важно не упустить время.

    Помните, грамотная, хорошо поставленная речь в будущем принесет Вашему ребенку только пользу!

    Каждый родитель помнит первые слова своего ребенка, ведь они становятся целым событием для всей семьи. Однако развитие речи может происходить не так быстро, как хотелось бы, и тут мамам и папам стоит быть особо внимательными. Вполне возможно, что потребуется помощь врача-логопеда, работа которого зачастую не всеми рассматривается всерьез.

    Миф № 1. Речь формируется до 5 лет, а значит, раньше идти к логопеду не стоит. К нему обратиться никогда не поздно

    У каждого человека свои представления о речи, и если для одних скудная речь ребенка – это норма, то для других это может означать чуть ли не молчание. По законам развития у малыша должна быть сформирована фразовая речь уже к двум годам, пусть даже для посторонних это будет казаться лепетом и бессмыслицей. И в этом вопросе не всегда родители без помощи специалиста в состоянии оценить, отстает речь у ребенка или нет.

    На речь могут повлиять проблемы со слухом, зрением, щитовидной железой и нервной системой – так что чем позже родители начинают заниматься этой проблемой, тем труднее с ней справиться. И если в 2,5 года ребенок не заговорил или в 3-4 года произносит звуки искаженно, то это показание для прохождения консультации у логопеда.

    Миф № 2. Проблемы с произношением с возрастом уйдут сами

    Это спорный момент, так как существуют возрастные или физиологические несовершенства произношения. Из такого ряда выделяют замену сложных по артикуляции звуков на более простые или отсутствие этих звуков (самое распространенное – «Р» на «Л») – такие дефекты действительно постепенно могут изжить себя к 4-5 годам. Если же проблема сама собой не исчезла – рассчитывать на чудеса не стоит. Логопеды предупреждают, что ребенок с сильной задержкой речевого развития вдруг не начнет догонять своих сверстников – здесь требуется специальная помощь.

    Миф № 3. Ребенок наследует особенности речи родителей

    Человек не рождается со способностью к речи, ею каждый ребенок овладевает в ходе индивидуального развития. И у каждого это свой путь: у родителей могли быть одни причины для возникновения недостатков и нарушений речи, а у ребенка могут быть совсем другие. Часть особенностей может и перейти к ребенку, но это совсем не обязательно.

    Миф № 4. Если речи нет, то и логопеду делать нечего

    Если речь отсутствует вообще, то логопед должен заняться ее постановкой в широком смысле слова. Это работа на всех уровнях языковой системы, а не просто постановка отдельных звуков. Такое кропотливое лечение проводится комплексно логопедом и другими докторами – невропатологом, остеопатом, физиотерапевтом, ЛФК-специалистом, массажистом, психологом при активном взаимодействии с родителями.

    В «Скандинавии» такая методика эффективно и в короткие сроки помогает развитию речи малышей даже в тяжелых случаях.

    Миф № 5. Можно справиться самостоятельно, без помощи логопеда

    В моей практике не раз был случай, когда в семьях заучивают скороговорки и в результате учат малышей произносить звуки неправильно. Самодеятельное выравнивание несовершенств речи – совсем не лучший вариант. Родители-неспециалисты не всегда знают, что их собственное звукопроизношение, фонематический слух не совсем правильны. И с «почти правильного» звука, который поставили родители, на окончательно правильный перейти будет в десять раз сложнее, чем до самодеятельных занятий. Специалист покажет родителям нужный звук и объяснит, как его произносить, порекомендует специальные упражнения.

    Миф № 6. Чтобы получить результат, достаточно и нескольких занятий с логопедом

    Коррекционный процесс исправления дефектов речи определяется индивидуально, учитывая речевые нарушения, возраст и потребности ребенка. От этих же критериев зависит и форма терапии – могут быть групповые или индивидуальные занятия. Если нужен хороший результат, заниматься с логопедом рекомендуется 2-3 раза в неделю. В остальные дни можно самостоятельно повторять упражнения дома. В среднем необходимо от 3 до 12 месяцев, чтобы исправить дефекты звукопроизношения, но при почти полном отсутствии речи может потребоваться и несколько лет.

    Конечно, обратиться к логопеду можно и в более взрослом возрасте, но лучше до школы все же пройти обследование у специалиста. Чем раньше будет выявлена какая-либо патология, тем меньше риск возникновения серьезных логопедических проблем, на исправление которых понадобится значительно больше времени и усилий в будущем.

    Записаться на прием к врачу-логопеду можно по телефону (812) 600-77-77 или заполнив форму на сайте

    «Когда следует обратиться к логопеду»

    Речевые проблемы у дошкольников встречаются все чаще и чаще. Речь детей развивается постепенно. То, что хорошо для маленьких ребят, совсем неуместно для старших дошкольников. Бывают ситуации, когда родители не замечают речевых нарушений ребенка или, наоборот, завышают требования к речи малыша.

    Когда ребенок взрослеет, становится все тяжелее исправить его произношение и речь в целом.

    Поэтому, следует обратить внимание на речевое развитие детей, если:

    • в 2 года малыш не разговаривает, пользуется жестами, все объяснения сводятся к мычанию;
    • в 2,5 года отсутствует элементарная фраза, ребенок не объединяет два-три слова. Например: «мама дай»;
    • дети не могут выполнять простую инструкцию, например: «возьми куклу», не понимают усложненные двухсоставные поручения: «сходи в комнату и принеси карандаш»;
    • после 3-х лет продолжают упрощать слоговую структуру слова, к примеру: «на» вместо «луна», «гуница» — «гусеница»;
    • ребенок не употребляет простейшие грамматические конструкции, к 3,5 годам не различает звуки на слух: «бак — мак» и др., отсутствуют или неправильно произносятся свистящие звуки;
    • Не сформирована звуковая сторона речи:

    — в 4 года не произносит или заменяет шипящие звуки

    — в 4,5 — 5 л. сонорные звуки [Л],[Л`], [Р], [Р`].

    Дорогие родители! Обращайте внимание на речевые нарушения ваших детей, это дает им возможность овладеть правильной и красивой речью вовремя, что в дальнейшем поможет избежать ошибок при обучении чтению и письму!

    Логопед: Маргарита Валерьевна

    Как выявить проблемы в речи у малыша? В каком возрасте его можно водить к логопеду? Ответы на данные вопросы вы найдете в данной статье.

    Речь – это неотъемлемая часть любого общества, именно она позволяет людям взаимодействовать друг с другом. Когда малыш появляется на свет, он еще не умеет говорить. Речевые навыки появляются с возрастом. Но бывает так, что ребенок не справляется с произношением каких-то звуков, заикается или вообще молчит. Что делать в этом случае?

    Логопед для ребенка будет лучшим вариантом. Специалист сможет изучить речь малыша, выявить недочеты (если они имеются) и скорректировать речь, чтобы ребенок не отставал от сверстников.

    Но как родителям заметить, что с у их ребенка проблемы с речью? Существуют определенные нормы, которые показывают, что должен уметь малыш в определенном возрасте.

    Нормы развития речи ребенка с рождения до 7 лет.

    С момента рождения до полугода. Когда малыш появляется на свет, все, что от него можно услышать, – это крик. Немного позже появляется гуление, т.е. ребенок начинает понемногу издавать отдельные звуки, к 3-м месяцам он уже лопочет.

    6 месяцев – 1 год. В таком возрасте ребенок начинает произносить отдельные слоги. Именно в этот период обычно родители слышат долгожданные «мама» и «папа».

    1 – 1,5 года. Появляются первые слова, а значит, начинается этап активной речи. Ребенок произносит отдельные слова, могут даже появиться предложения из двух слов. Словарный состав достигает 100 слов.

    1,5 – 2 года. Ребенок активно составляет 2 – 4-хсловные предложения.

    2 – 3 года. Малыш начинает активно общаться не только с родителями, но и со сверстниками. Он может допускать ошибки в произношении, «съедать» середины слов, а также допускать грамматические ошибки. Малыш в таком возрасте уже способен запоминать простые стихи. Но со сложными звуками он пока не справляется.

    3 – 4 года. В этом возрасте заметно расширяется словарный запас – до 1300 слов. Ребенок начинает справляться со сложными звуками («с», «з», «ц»). Он уже свободно формулирует предложения. В этот период у многих малышей наблюдаются ошибки в произношении слов, как правило, они переставляют буквы.

    4 – 5 лет. Ребенок осваивает «ш» и «ж», расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Малыш осваивает разные формы слов, допускает все меньше ошибок в речи.

    5 – 7 лет. В данный период ребенок способен пересказать сказку, описать картинку, умеет менять интонацию речи. Дети в этом возрасте уже способны правильно произносить все звуки, они практически не допускают грамматических ошибок. Словарный запас составляет 3500 слов.

    Когда стоит обращаться к логопеду?

    Если вдруг вы замечаете, что ваш ребенок отстает от норм развития речи, то это является верным признаком того, что вам нужен детский логопед.

    Но, как правило, родители ждут, пока ребенку будет 5 – 6 лет, поскольку в этом возрасте видны все проблемы. Но уже раньше могут возникнуть сложности и проблемы, нуждающиеся в решении. Занятия с логопедом в раннем возрасте могут принести максимальный результат и упростить процесс овладения грамотной речью.

    Абсолютно нормально, если ребенок в возрасте 4 лет не может выговорить такие сложные звуки, как «р», «ш», «щ», «л», но если он их не освоил и в 5 лет, то лучше обратиться к специалисту. Важно, чтобы к школе малыш мог справиться со всеми звуками.

    Обычно родители обращают внимание только на произношение своих детей, но также нужно следить за качеством самой речи. В 5 лет он должен уметь составлять связные предложения, в противном случае, лучше также обратиться за помощью к логопеду.

    Если ваш ребенок никак не начинает говорить, хотя уже давно пора, или ему с трудом дается произношение сложных звуков, не стоит отчаиваться. Своевременное обращение к опытному логопеду, а также совместная работа родителей и специалистов позволят сделать речь малыша внятной и грамотной.

    Когда обращаться к логопеду

    Сегодня мы с вами поговорим об актуальной проблеме, с которой может столкнутся абсолютно любой родитель:

    «Когда обращаться к логопеду?»

    С этим вопросом мы обратились к нашему специалисту-логопеду Михайленко А.Е .:

    В последние годы на различных форумах и интернет-площадках все чаще сталкиваешься с вопросами родителей о том: почему ребенок молчит или его словарь очень беден, разговаривает как будто «с кашей во рту». Они сравнивают речь своих детей с речью сверстников или своих же младших детей, и начинают понимать, что с речью что-то не так. Многие начинают обращаться за помощью к врачам и, зачастую, получают ответ: «Не переживайте, заговорит в 3 года, 4 года и далее… он у Вас еще маленький». Если родители не обратятся за мнением к еще нескольким специалистам, то успокоенные мнением врача они будут ждать 3х лет. Но и в 3 года ребенок не заговорил. Тогда эта ситуация начинает повторяться по кругу. И так до тех пор, пока не найдется специалист, который сможет объяснить, что у ребенка не просто задержка речевого развития (а, например, моторная алалия, которая корректируется специальными логопедическими занятиями).

    Так, когда же начинать «бить тревогу», когда можно обратиться за помощью к логопеду? Сейчас очень часто в сознании родителей существует стереотип о том, что логопед ставит только звуки. На самом деле логопедические и нейропсихологические технологии шагнули далеко вперед. И уже в двухлетнем возрасте можно предположить о существующих у ребенка речевых трудностях. Для этого существует ранняя диагностика речевого развития (Бенилова С. Ю., врач-психиатр, К.М.Н.; Косинова Е. М., логопед; Аханькова Т.Е., врач-психиатр, К.М.Н.). Здесь логопед может попросить Вас пройти консультации профильных специалистов для того, чтобы исключить неречевые факторы, влияющие на развитие речи (снижение слуха, РАС). Если у ребенка проблемы только с речью, то будет заниматься логопед. В некоторых случаях необходимо сочетать медикаментозную и аппаратную терапии с логопедическими занятиями и логопедическим массажем.

    До трехлетнего возраста логопед не может выставить никакого заключения, кроме ЗРР (задержка речевого развития), но высококвалифицированный специалист может предположить какого генеза эта задержка. Если на данном этапе (до 3х лет) ребенку необходимы занятия, то логопед подберет адекватную нарушению коррекционную программу.

    Очень важно определить эта проблема психологическая или логопедическая. В этом вам поможет специалист. В первом случае на начальном этапе больше должен работать психолог, так как он поможет сформировать психологическую основу для речевой коммуникации. Во втором случае сразу может работать логопед. Работа с верно выбранными специалистами позволит Вам и Вашему ребенку не потерять драгоценное время и наработать психоречевые навыки в соответствии с возрастными нормами.

    Если у мамы были тяжелые беременность и роды, наличие хронических заболеваний, то это способствует возникновению неврологических проблем у ребенка, следствием которых являются ЗРР и ЗПРР. Такого ребенка можно внести в группу риска по развитию речевых нарушений. Для их выявления Вы можете обратиться к специалистам нашего центра, которые проведут диагностику, объяснят Вам все тонкости и нюансы психоречевого развития ребенка и назначат индивидуальные методы лечения, эффективные для Вашего ребенка. А психолог и логопед составят индивидуальную коррекционную программу.

    Уважаемые родители, проблема неговорящих детей может иметь и другую сторону. Все детки разные, скорость созревания нервной системы и речевых центров у всех разная. При наличии органической патологии нужно больше времени, чтобы активировать или развить речевые центры.

    И мой совет, как практикующего логопеда: найдите своего специалиста, не стоит заниматься с несколькими логопедами и специалистами близкого направления в одно время, т.к. каждый из них имеет свое собственное видение существующей проблемы и ее коррекции. Как правило, центры развития речи работают по своим коррекционным программам и методикам, не взаимодействуют друг с другом, не имеют согласованной стратегии ведения ребенка, что может привести к ухудшению психического состояния ребенка и усугубить речевой негативизм.

    Многопрофильный центр комплексной коррекции, реабилитации и развития «ДЭМ»

    пн-вс с 9:00 до 21:00
    г. Санкт-Петербург,
    ул. Яблочкова, д. 3, лит. А

    • Главная
    • О центре
    • Принципы работы
    • Научно-методическое сопровождение
    • Специалисты
    • Мероприятия
    • Методическая продукция
    • Для детей
    • Для взрослых
    • Логопеды
    • Психологи
    • Нейропсихологи
    • Дефектологи
    • АВА-тераписты
    • Репетиторы
    • Рекомендуемые сайты и книги
    • Статьи
    • Распечатай и занимайся дома
    • Галерея фото
    • Галерея видео
      Вы здесь:
    1. Главная
    2. Тематические статьи
    3. Когда нужно обращаться к логопеду за коррекцией речи

    Когда нужно обращаться к логопеду за коррекцией речи

    Из советского периода до наших дней дошло множество мифов относительно логопедии, которые до сих пор почему-то воспринимают за истину. Одним из таких мифов является то, что до пяти лет нельзя обращаться к логопеду, так как речь ребенка не только не прошла еще первичную фазу полноценного развития, но и полностью должна формироваться сама.

    Когда на самом деле нужна помощь логопеда

    Логопеду нужно показывать ребенка после двух лет, если есть проблемы речевого развития, но нет медицинских диагнозов, при которых ребенок должен начинать заниматься с логопедом и до двух лет.

    Распространенной причиной обращения к логопеду является то, что ребенок не говорит до двух лет. Это означает, что у малыша не может сформироваться естественная речевая функция, так как что-то этому мешает. Логопед не только устраняет речевой дефект, но и работает с причиной, которая вызывает этот дефект речи. Поэтому он существенно может упростить и скорректировать развитие речевой функции, помогая ребенку полноценно научиться говорить правильным образом.

    Коррекция письменной речи ребенка

    Логопед специализируется не только на устранении причин, которые мешают правильно говорить, но и работает с письменной речью ребенка. В педагогической среде советского происхождения принято говорить о понятии врожденной грамотности. То есть некоторые педагоги убеждены, что не все дети могут правильно писать и винят в этом природу и генетику, лишь бы освободить себя от дополнительного объема работы.

    Увеличить уровень грамотности можно в любом возрасте, но чем раньше заняться этим вопросом — тем будет лучше. Некоторые дети отстают по успеваемости от класса на уроках русского языка. Это не означает, что они всегда будут писать неправильно или плохо делают домашнее задание. Это означает, что таким детям нужна помощь в виде дополнительных занятий у логопеда по развитию письменной речи.

    Логопед научит грамотно писать

    Дополнительные занятия по специальной методике позволяют улучшить уровень грамотности у ребенка. Логопед сначала проводит тестирование, чтобы определить слабые стороны и причины их возникновения. Далее разрабатывается специальная методика, которая позволяет существенно улучшить навык письменной речи у ребенка.

    Впервые посетить логопеда рекомендуется, когда ребенку исполнится 1,5-2 года, даже если у вашего малыша нет проблем с речью.

    В настоящее время увеличилось число детей с диагнозом задержка речевого развития. С возрастом задержка компенсируется, но легкая недостаточность часто остается на всю жизнь. Задержка речи чаще встречается у мальчиков, чем у девочек. В основном на развитие речи влияют: протекание беременности, роды, наследственная предрасположенность или факторы среды обитания. Течение задержек различно. Диагностировать нарушения речи у детей надо как можно раньше, чтобы вовремя начать коррекционные мероприятия.

    Важно посещать невролога, так как правильное развитие речи напрямую зависит от нормального функционирования центральной нервной системы. Если невролог поставил задержку речевого развития, то к логопеду стоит записаться как можно скорее, и в дальнейшем регулярно посещать до трех лет включительно. Для своевременной коррекции достаточно одного — двух раз в месяц.

    От успешного сотрудничества специалистов зависит качество жизни ребенка в будущем.

    Также мама должна четко знать, были ли «гуление» и «лепет» у малыша, когда он сказал первое слово. Если ему исполнился год, а он так и не заговорил, посетите невролога и логопеда как можно скорее.

    Проблемы с речью могут появиться и на фоне общей задержки психомоторного развития.

    Ее основными проявлениями являются:

    • неправильное восприятие цветов (ребенок в 3 — 4 года не различает цвета);
    • не понимает и не выполняет просьбы;
    • не откликается на свое имя.

    В этом случае малышу потребуется помощь и наблюдение у невролога и логопеда одновременно.

    Для нормального развития речи важную роль играет полноценное общение ребенка с мамой в течение первых лет жизни.

    Дефекты речи различной степени тяжести наблюдаются у 50% детей, поэтому даже при небольших признаках нарушения не стесняйтесь обратиться к специалисту. В противном случае нарушения могут быть необратимыми.

    При составлении оптимальной программы лечения специалисту важно знать определенные факторы, в том числе:

    • как протекала беременность;
    • как прошли роды;
    • были ли осложнения, трудности в развитии в течение первого года жизни ребенка;
    • посещали ли вы предварительно невролога.

    В числе наиболее распространенных дефектов речи у детей младшего возраста:

    1. Задержка речевого развития (ЗРР) – это отставание в речи от нормы развития детей до 3 лет. При диагнозе задержка речевого развития ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо. К тому же речь серьезно влияет на воображение, развитие памяти и мышление в целом.

    2. Дислалия – представляет собой нарушение произношения одного или нескольких звуков.

    Причинами дислалии могут быть:

    • неправильное строение органов артикуляции;
    • недостаточная подвижность артикуляционных органов (в том числе губ и языка);
    • подражание детей неправильной речи взрослых.

    Если добавляется нарушение фонематического слуха и нарушение слоговой структуры, не сформирован лексико-грамматический строй, речь идет о сложном нарушении, которое представляет собой общее недоразвитие речи.

    В этом случае потребуется длительная коррекция (не менее года) по показаниям специалиста.

    3. Алалия и дизартрия – сложные нарушения, вызванные органическим поражением центральной нервной системы. В этом случае лечение должно быть комплексным и, помимо логопеда, включать в себя наблюдение у невролога, дефектолога и психолога. Немаловажную роль играет и помощь семьи.

    4. Дислексия и дисграфия – проблемы с чтением и правописанием, которые часто наблюдаются у детей старшего дошкольного возраста. Чтобы предупредить их развитие, необходимо начать заниматься с ребенком как можно раньше. Как именно вам подскажут специалисты.

    5. Заикание – нарушение при произношении звуков, при котором пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (чаще всего, возникает в начале речи).

    Факторами, провоцирующими развитие заикания, являются:

    • психическая травма (страх, испуг);
    • двуязычие или многоязычие в семье;
    • подражание;
    • ускоренная речь.

    Успешное лечение заикания, в свою очередь, возможно на самом раннем этапе и если ребенку 2 — 3 года. Логопед уже на первой консультации расскажет маме как себя вести и как заниматься с малышом в подобной ситуации.

    В нашей клинике применяются самые различные методы коррекции, индивидуально подобранные для каждого ребенка, среди них – массажно-постановочные зонды, дыхательная гимнастика, массаж органов артикуляции.

  • Ссылка на основную публикацию