Испуг у ребенка

Поделиться:

Эпилепсия — это заболевание, связанное с нарушением работы определенных групп нервных клеток. Эпилепсия может быть врожденной и приобретенной. Иногда она начинается из-за повреждения головного мозга в результате травмы или опухоли. Также ее причиной может стать врожденная киста или другие особенности мозгового строения. Бывает, что эпилептические приступы начинают происходить без видимых причин на фоне наследственной предрасположенности.

Эпилепсия у детей может проявляться судорогами всего тела или одной конечности, а также эпизодами «выключения».

Бессудорожные приступы эпилепсии у детей

Эпилептические приступы с судорогами больше характерны для малышей с рождения до 2–3 лет. У детей старше 4–5 лет чаще бывают эпилептические приступы без судорог.

Наиболее частый бессудорожный приступ — это абсанс, кратковременное выключение сознания. Со стороны это выглядит как будто ребенок «завис», задумался. Взгляд не сосредоточен. Во время приступа малыш прекращает деятельность (например, игру, ходьбу, письмо) и замирает. При этом он может выполнять стереотипные движения (например, сгибание-разгибание пальцев).

Во время приступа ребенок ни на что не реагирует, его невозможно вывести из этого состояния. Спустя несколько секунд (обычно от 2 до 20) приступ завершается, ребенок снова «включается» и продолжает то, что он делал до приступа. Сам приступ не помнит.

Таких абсансов может быть несколько десятков в день. Обычно приступ провоцируется гипервентиляцией, вызванной частым вдохами. Абсансы долгое время могут оставаться незамеченными даже близкими родственниками ребенка.

Если вы замечаете, что ваш малыш часто замирает во время игры, понаблюдайте за ним повнимательнее. При любых сомнениях лучше ничего не дожидаться, а как можно быстрее посетить вместе с малышом детского невролога.

Чем опасна эпилепсия в детском возрасте

Эпилептические приступы (даже если они протекают без судорог), особенно частые (несколько раз в день), мешают нормальной работе головного мозга и в дальнейшем нарушают развитие нервной системы ребенка. Такие дети могут отставать от сверстников в развитии.

Для эпилепсии, особенно начавшейся в детском возрасте, характерны особые изменения личности. Эти изменения связаны не только с приступами, но и с принимаемыми лекарствами, отношением окружающих. С возрастом у людей, страдающих эпилепсией, появляется раздражительность, излишняя обстоятельность, замедленность мышления.

Читайте также:
Мигрень у ребенка

Важно, что приступы эпилепсии у детей могут скрываться за непонятными головными болями или болями в животе, обмороками, рвотой и другими симптомами. Это значительно затрудняет установление диагноза.

Обследование

Если вы подозреваете у своего ребенка эпилепсию без судорог, то необходимо посетить детского невролога.

Не стоит откладывать визит к доктору, если у ребенка непонятные головные боли или боли в животе, внезапные изменения настроения (например, агрессивность). Эти симптомы тоже могут быть редкими проявлениями эпилепсии в детском возрасте.

При подозрении на эпилепсию врач обычно направляет ребенка на электроэнцефалограмму (ЭЭГ). В зависимости от результатов ЭЭГ может потребоваться видео ЭЭГ-мониторинг, магнитно-резонансная томография и другие исследования. Окончательный диагноз эпилепсии обычно устанавливает невролог-эпилептолог.

Лечение

Лечение назначает врач-эпилептолог. При бессудорожных приступах часто применяют этосуксимид, карбамазепин (антиконвульсанты), при необходимости — ламотриджин. Врач подбирает препарат и дозу индивидуально. Будьте внимательны и точно соблюдайте рекомендации. Замена дозы или пропуск лекарства может привести к обострению болезни!

Эпилептические припадки, которые начались в детстве, обычно хорошо поддаются лечению и нередко полностью проходят с возрастом. Поэтому особенно важно вовремя обратиться к врачу и выполнять все рекомендации.

Опубликовано пт, 26/06/2020 — 17:11

По – моему мнению, психозы у детей встречаются редко , а шизофрения — почти , никогда! . Гораздо чаще мы встречаемся у детей с раздражительностью , тревогой , проявлениями агрессии , фобиями и навязчивыми состояниями. Кроме того, психозы у детей всегда обусловлены изменениями со стороны гормонального фона и иммунной системы и нередко я был свидетелем того, что стабилизация эндокринных нарушений, преодоление иммунодефицита или воспаления прекращают и сам психоз. Мне очень жалко тех детей, которых лечат нейролептиками методов «проб и ошибок» , без определения концентрации препарата в крови и без мониторинга эффективности и безопасности терапии, не обращая внимание ни на биоэлектрическую активность мозга ни на магнитно- резонансную томографию ( а в идеале диффузионное тензорное изображение , которое позволяет определить нарушены ли связи между структурами мозга , а если изменены , то каким патологическим процессом : воспаление , потеря оболочек нервов , недостаточность кровоснабжения , инфекция и пр.). Меня также удивляет ,что родители не стремятся найти причину психоза у своих детей, понять какие механизмы привели к галлюцинациям. Отмечу , что у детей чаще бывают галлюцинации , чем бред, причем чаще зрительные и нередко навязчивые мысли принимаются за слуховые галлюцинации. Мне кажется , что нейролептики , вообще не годятся для лечения психоза у детей, и должны применяться строго по показаниям. Дело в то, что эти психотропные препараты при безалаберном приеме , да еще в больших дозах разрушают мозг и приводят в его отравлению – пост интоксикационной энцефалопатии , которая сама по себе представляет проблему для лечения.
Спрашивается: зачем нужны нейролептики при психозе у детей, чтобы снять возбуждение и агрессию или убрать галлюцинации , но возбуждение можно легко снять седативными препаратами , влияющими на гамма – аминомасляную кислоту, а галлюцинации , особенно, хронические устранить вообще без препаратов , например , с помощью транс краниальной магнитной стимуляции . Кто нам мешает лечить причину психоза , выявив у больного ребенка вирусы ( чаще группы герпеса ), бактерии (чаще стрептококк) или токсоплазмоз. Ну, хорошо, допустим по каким-то причинам родители не хотят искать причину психоза у ребенка , тогда давайте воздействовать на звенья патогенеза , то есть механизмы развития психоза. Для этого будем лечить больного ребенка препаратами улучшающими обмен клеток мозга и мозговое кровообращение , устранять воспаление тканей мозга – противовоспалительными средствами и корректируя нарушения сна, а заодно и депрессию – допустим гормоном – мелатонином.
Если уж врач или родители во чтобы то не стало , хотят лечить ребенка психотропными препаратами в их распоряжении громадный арсенал лекарств : антидепрессанты и лекарства , блокирующие NMDA рецепторы ( с моей точки зрения, как минимум 60% детей с психозами имеют проблемы с этими окончаниями нервных клеток ) , стабилизаторы настроения и противосудорожные препараты. Не меньше половины детей с психозами – это не долеченная эпилепсия, которую легко можно выявить с помощью банальной электроэнцефалограммы.
Еще одна странность : «психозы при аутизме» , а бывают ли они вообще , хотелось бы задать такой вопрос психиатрам , которые начинают лечить аутизм нейролептиками , вызывающими массу побочных неврологических и эндокринных эффектов. Конечно , аутизм нельзя считать психозом, где там , например , бред или галлюцинации. Не проще ли сделать качественный генетический анализ , ни какую-нибудь панель генов или простое цитогенетическое исследование , а посмотреть полный геном , который скажет грамотному врачу психиатру , в чем причина психоза, каковы мишени для терапии , каким препаратом можно лечить, а каким нельзя , как лучше комбинировать лекарств аи какой прогноз.
Понимая, что диагноз психоза , а тем более шизофрении ставить всем детям подряд нелепо, психиатры начинают крутить диагнозы направо и налево , появляются такие диагнозы , как шизотипическое расстройство личности ( о каком расстройстве личности у ребенка вообще можно говорить, если у него еще не сформировалась та самая личность) или «острое полиморфное психотическое расстройство» ( представляющее собой нагромождение непонятных терминов ) . О каких причинах психоза эти «ярлыки» говорят , может быть они нужны родителям, которые после таких диагнозов опускают руки и полагают, что ребенок пропал окончательно.
Нередко психозы бывают у тех детей, которые воспитывались в условиях повышенной опеки . Такого ребенка не стоит определять в детскую психиатрическую больницу , в большие палаты с кучей больных детей от задержки психического развития до депрессии с суицидальными мыслями . Такого ребенка с психозам лучше лечить на дому , а если это невозможно , то в такой клинике , где ребенок может находиться с матерью или еще с кем-то из близких, пусть последние контролируют врачей и состояние ребенка, а при первой возможности , заберут его домой и будут долечивать уже в амбулаторном режиме. Отмечу , что в нашей клинике , пожалуй единственной в стране , ребенок с психозом может находиться вместе с матерью
Психозы , как я уже писал ранее , характеризуются бредом, галлюцинациями , нарушениями мышления и поведения ( я сейчас не пишу о негативной симптоматике и когнитивном дефиците) . Бред у ребенка – редкость , а если есть , то чаще ипохондрический по причине депрессии , редко – это бред преследования или воздействия , чаще – отношения или символический в силу магического мышления ребенка и значимости его отношений с окружающими. Как лечить такой бред , опять – таки , направив все усилия на поиски причины его возникновения, ну а если родители отказываются ее искать, кто опять – таки мешает лечить бред с помощью клинического психолога , хорошо знающего мета – когнитивные тренинги , «выпрямляющие мышление ребенка».
Нередко причиной возникновения психоза у ребенка , например , реактивного в ответ на острую или хроническую психотравмирующую ситуацию , является неблагополучная обстановка в семье, неправильное поведение одного или чаще двух родителей, а иногда бабушек и дедушек ( вспомните «похороните меня за плинтусом» ). Иногда психоз у ребенка возникает из-за неправильного лечения внутренних болезней , например , при терапии гормональными препаратами или лекарствами , влияющими на иммунную систему. Догадайтесь сами , стоит ли здесь назначать нейролептики , которые сами вызывают гормональные нарушения. Соглашусь , что в крайне редких случаях при выраженном психомоторном возбуждении , давайте назначим препарат против психоза , кончено, выбранного не случайным образом, а на основании объективных методов обследования, но может быть обойдемся седативными лекарствами ( не транквилизаторами ) , успокоив больного ребенка с помощью психотерапии , гипноза или релаксации. К сожалению, состояние родителей легко передается ребенку и тревожная мать только усилит психоз ребенка , поэтому всегда при психических расстройствах детей и психозов , в частности, параллельно надо лечить и семью ребенка , особенно , его мать.

Мучительная тревога, внезапный страх без всяких причин, неприятные соматические симптомы. Если такое состояние наблюдается слишком часто и мешают полноценной жизни — это свидетельствует о нервном расстройстве, которое нужно лечить у психотерапевта.

Испуг у ребенка

Подростковые панические атаки: причины, проявления

Подростковый возраст — с 10 до 17 лет. В это время организм активно растет, меняется физиология, психика.

Важный этап в жизни ребенка — половое созревание. Пубертат меняет все — тело, внешность, восприятие себя, окружающего мира. Повышение гормонального фона вызывает резкие перепады настроения. Ребенок старается казаться взрослым, но не готов принять на себя ответственность. Такое противоречие отражается на состоянии подростка. Он переживает, негатив накапливается, появляются внезапные выбросы неконтролируемых эмоций. Подростка одолевает приступ паники, признаками которого являются:

  • спутанность мыслей;
  • несвязность речи;
  • двигательное беспокойство;
  • головная боль;
  • затрудненное дыхание, ощущение недостатка воздуха;
  • скачки давления;
  • учащенное сердцебиение;
  • дрожь, озноб;
  • повышенное потоотделение;
  • тошнота;
  • затрудненное глотание;
  • онемение рук и ног;
  • бледность или покраснение кожи;
  • сухость во рту;
  • учащенные позывы к мочеиспусканию.

Испуг у ребенка

Количество симптомов и признаков панической атаки у подростков — от 2 и более. К ним добавляется боязнь смерти, чувство страха, ощущение остановки сердца. Состояние длится 10-15 минут, возникает раз в неделю/месяц или несколько раз в сутки. В период между приступами ребенок может чувствовать себя нормально или, наоборот, у него меняется поведение, наступает депрессия, нарушается сон, болят мышцы.

Игнорировать эти признаки нельзя. Паника провоцирует нервный срыв, заболевание эпилепсией, болезни сердца, сосудов. Особо тяжелые случаи приводят к суициду. По официальным данным Росстата, за последний год из 2000 самоубийств более трети приходится на возраст 12-16 лет. Родители не понимают своих детей, навязывают им свое мнение, оказывают эмоциональное давление на ребенка, не хотят вникать в ситуации, не стараются помочь. В придачу к этому — загруженность в школе, усталость, проблемы в общении. Детская психика не может справиться с этим самостоятельно, что приводит к плачевному результату.

Методы лечения подростковых нервных расстройств

Термин «паническая атака», как отдельное заболевание, существует с 1980 года. До недавнего времени диагностировался у людей 20-40 лет. Сегодня 3% случаев приходится на возраст 10-15 лет, причем, более уязвимы девочки — они в 2 раза чаще мальчиков страдают этим нервным расстройством.

Диагностику нарушений проводит врач-невролог, психиатр, психолог на основе опроса юного пациента и родителей. Он выявляет появление и частоту приступов, наличие факторов, вызывающих панику, генетическую предрасположенность к нервным расстройствам, как одну из причин атак. Поскольку симптомы схожи с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания и ЖКТ, нужно пройти обследование у профильных специалистов, чтобы исключить ошибки диагностирования.

Испуг у ребенка

В лечении панических атак в подростковом возрасте используются методы, направленные на купирование приступов и предупреждение их появления в дальнейшем:

  • медикаментозное лечение. Лекарственные средства для детей не вызывают побочных явлений, привыкания, безопасны для длительного применения, обладают быстрым терапевтическим эффектом;
  • психотерапия. Врач учит подростка управлять эмоциями, анализировать ситуации, расслабляться и снижать чувство страха, чтобы предотвратить панику и другие проявления. Используются дыхательные техники, которые помогают контролировать состояние.

Чтобы исключить рецидив, нужно периодически посещать врача, принимать лекарства и сделать все, чтобы подросток забыл о приступах.

По всем вопросам вас проконсультирует врач психиатр, психотерапевт И. Г. Гернет. Он ведет прием подростков и их родителей. Лечение проводится индивидуально, с учетом этиологии, клинической картины, возраста, психологических и социальных факторов. Звоните +7 (903) 968-60-37 или воспользуйтесь опцией «срочный вызов».

Испуг у ребенка

Любящим родителям важно, чтобы ребенок жил полноценной жизнью, нормально общался со сверстниками, чувствовал себя комфортно в детском саду и затем в школе. Нарушение речи, в частности заикание, может сильно помешать в этом и доставить немало проблем и ребенку и родителям. Чем раньше удастся распознать признаки заикания, тем быстрее будет идти лечение. Часто родители впервые обращаются к специалистам с вопросами и жалобами: почему ребёнок начал заикаться в 2-3 года и что делать. Но это совсем не значит, что заикание впервые проявило себя именно в этом возрасте. Возможно, к этому были предпосылки и раньше, заметить которые не специалистам бывает очень сложно. Но даже в этом случае заикание у детей 3 лет лечится значительно проще, чем в более позднем возрасте.

Причины заикания у детей 2-3 лет

Обычно первые признаки заикания начинают проявляться в речи ребенка в возрасте от 1,5 до 4 лет. К 3 годам заикание уже может приобрести постоянный характер. У детей в возрасте от 2 до 3 лет можно выделить две группы причин заикания:

• Физиологические. Генетическая предрасположенность, осложнения во время беременности или родов, заболевания речевых органов, слабо развитые мышцы речевого аппарата.
• Психологические. Стресс, сильные умственные и эмоциональные нагрузки, неблагоприятная психологическая обстановка в семье.

Определить точную причину заикания у детей 2-3 лет способен только специалист. Поэтому как только вы заметили нарушения в речи ребенка, необходимо обратиться в специализированный центр. Иначе со временем заикание может породить в боязнь говорить и, как следствие, в логоневроз.

Испуг у ребенка

Признаки заикания у детей 3 лет

В 3 года речевой аппарат ребенка не всегда успевает за активно развивающимся мышлением. Как итог — маленькие дети в этот период часто начинают «захлебываться» словами, появляются первые запинки. Признаки надвигающегося заикания:

• повторения отдельных звуков, слогов или слов целиком,
• нарушение темпа речи, паузы в середине фразы без причины,
• трудности с началом речи,
• употребление лишних звуков перед словом (чаще всего это гласные: а, и, э).

Если родитель заметил подобное в речи, следует как можно быстрее обратиться к квалифицированным специалистам. Только профессиональный логопед и врач-психотерапевт знают, как лечить заикание у ребенка 3 лет, способны установить точную причину нарушений речи и назначить правильную коррекцию.

Квалифицированный специалист никогда не будет советовать подождать, пока запинки пройдут сами. Потому что знает: дефекты речи не исчезают с возрастом.

Комплексный подход к лечению заикания у детей в 2 и 3 года

Если ребёнок стал заикаться в 2-3 года, то необходимо сразу обращаться в специализированный речевой центр, поскольку в этом возрасте важен комплексный подход к лечению заикания у ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, вылечить заикание у ребёнка удастся быстрее и без применения медикаментов.

Испуг у ребенка

В 3 года особенно важно, чтобы методики коррекции речи соответствовали возрасту, не усиливая умственную и эмоциональную нагрузку на ребенка. При комплексном подходе в лечении обязательно участвуют следующие специалисты:

• Психотерапевт должен выявить истинную причину речевого нарушения, помочь ребенку преодолеть страх или беспокойство и научить его справляться со стрессом и нагрузками.
• Невролог даст рекомендации для нормализации работы нервной системы.
• Логопед устранит нарушения в работе артикуляционного аппарата, корректирует произношение звуков, плавность и правильность речи.

В Центре реабилитации речи Татьяны Соловьевой коррекция заикания у 3-летних детей ведется в группах, где создается обстановка, приближенная к реальности. Это важно, чтобы ребенок чувствовал себя уверенно не только в кабинете специалиста, но и при общении с другими людьми в своей обычной жизни. Коррекция проходит в игровой форме.

Приветствуется, если в работе с заиканием участвуют и родители. Специалисты Центра дают рекомендации по воспитанию ребенка, чтобы вся семья была включена в систему реабилитации.

Только такой комплексный подход позволяет получить устойчивый результат и избавить ребенка от рецидивов заикания в будущем. Записаться на бесплатную консультацию по лечению заикания у детей можно по телефону 8 (812) 244-98-27 или через специальную форму на сайте.

Программы лечения заикания

В этом возрасте важен комплексный подход к лечению ребенка с участием и логопеда и психотерапевта. В таком случае, избавиться от заикания удастся быстрее и без применения медикаментов.

Школьники

Коррекция заикания у школьников, учащихся в младших классах, будет опираться на речевые «зарядки», произношение гласных звуков и их сочетаний с согласными, отработку простых текстов в движении.

Взрослые

В программу курса входят упражнения по технике речи и снятию психологического напряжения при общении. Лечение заикания во взрослом возрасте — долгий процесс и требует терпения.

О расстройстве

В психоневрологических науках выделяют несколько различных вариантов переживания, отреагирования и психической переработки ситуаций, которые являются жизнеугрожающими или ужасающими (либо воспринимаются пострадавшим как таковые). В общемедицинских и психиатрических классификациях болезней такие состояния, – если они носят явно патологический характер, т.е. нарушают самочувствие, физиологическое и социальное функционирование человека, – относят к классу «невротических, стрессовых и соматоформных расстройств». Поскольку речь идет о серьезных психотравмах, могущих грубо и необратимо нарушить механизмы адаптации, теоретическим базисом в данном случае выступает концепция приспособительных реакций, в свое время разработанная всемирно известным ученым австро-венгерского происхождения Гансом (Яношом) Селье. Таким образом, психологические последствия пережитых шокирующих или опасных для жизни обстоятельств квалифицируются как «реакция на тяжелый стресс», – с необходимыми в ряде случаев уточнениями: «расстройство приспособительных реакций», «пролонгированная реакция на горе» и т.п. Подробнее об этиопатогенезе и медико-социальной значимости подобных расстройств Лахта Клиника рассказывала в материале «Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)».

Острая реакция на стресс – наиболее «естественный» и очевидный вариант связанного с тяжелым стрессом патологического состояния психики. Обратим, однако, внимание на то, что слово «естественный» взято в кавычки: патологическое состояние кардинально отличается от физиологического, при котором мобилизация всех внутренних психических ресурсов позволяет человеку справиться и пережить самую тяжелую для него ситуацию (что не исключает, впрочем, развития ПТСР впоследствии, через несколько месяцев).

Данные о распространенности острой реакции на стресс в разных исследованиях варьируют (в зависимости от множества влияющих на результатов факторов). В среднем, можно предполагать, что симптомы этого расстройства в течение жизни обнаруживал примерно каждый десятый землянин.

Причины

Как следует из вышесказанного, причина острой (что само по себе подразумевает высокие темпы развития) реакции на стресс всегда вполне очевидна и приближена как в пространстве, так и во времени. Это может быть любая лично пережитая ситуация жизнеугрожающего, катастрофического или шокирующего (даже если нет прямой физической угрозы), чрезмерного для психики характера: транспортные и экологические катастрофы, военные преступления, криминальные нападения или агрессия диких животных, изнасилования, пытки (в том числе морально-психологические), утрата близких, тяжелые и внезапные имущественные потери, и мн.др. – или же личное присутствие при подобных обстоятельствах в качестве очевидца.

Многие исследователи обращают внимание на то, что острая реакция на стресс может развиться не только у непосредственно пострадавшего, но и у его родственников, и у посторонних лиц, если те по каким-то причинам воспринимают ситуацию как персонально значимую и идентифицируют себя с жертвой происшествия.

К факторам риска относят психофизическое истощение (связанное, например, с возрастом или соматическим заболеванием), полученные в ходе катастрофических событий физические травмы, а также предрасполагающие психологические черты (повышенная тревожность, возбудимость, истероидный радикал в личностной конституции, недостаточность адаптационных ресурсов).

Симптоматика

В большинстве случаев психопатологическая симптоматика начинается с оглушенности и характеризуется быстрой сменой состояний, – в диапазоне от ступора до психомоторного возбуждения с искаженным восприятием реальности, грубо неадекватным поведением и другими клиническими признаками реактивного психоза, в котором пострадавший сам может представлять опасность для себя и окружающих. Зачастую выражен компонент «панической» вегетатики: гипергидроз, гиперемия лица, тотальная слабость, тахикардия и пр. Нередко обнаруживается частичная или полная амнезия шокирующих или жизнеопасных событий.

Состояние психики, как правило, начинает меняться с развитием психотравмирующей ситуации или спустя несколько минут (максимум, десятков минут) после ее разрешения. Если стрессогенный фактор носит продолжительный характер, – например, стихийное бедствие с тяжелыми жертвами и разрушениями, когда помощь приходит лишь через несколько дней, – симптоматика острой реакции на стресс начинает спонтанно редуцироваться в первые-вторые сутки от начала катастрофы, и минимизируется уже на третьи сутки. В противном случае, если психопатологический симптомокомплекс оказывается устойчивым, прогрессирующим или не таким по содержанию, как описано выше, диагноз «острая реакция на стресс» не ставится и не рассматривается: это уже патология иной природы. Транзиторность, т.е. преходящий характер, относится к облигатным, обязательным признакам рассматриваемого расстройства.

Необходимым условием для установления диагноза является также отсутствие у пострадавшего каких-либо иных клинически верифицированных психических расстройств, симптоматика которых может резко обостриться и преобладать в структуре стрессового состояния, – при этом не отвечая диагностическим критериям собственно «острой реакции на стресс». С другой стороны, такая реакция вполне может развиться и у лиц с заболеваниями психики в анамнезе, не вызвав существенного обострения основного заболевания.

Диагностика

Как правило, клиническая картина достаточно специфична и легко распознается специалистом (психиатром, медицинским психологом), который оказался на месте событий случайно или в составе спасательной службы.

Лечение

Непосредственным терапевтическим ответом в большинстве случаев становится назначение транквилизаторов, антидепрессантов и/или препаратов седативного действия, а также рациональная антистрессовая психокоррекция. По мере необходимости на последующий период может быть назначена одна из форм групповой, семейной или индивидуальной психотерапии; основной задачей здесь выступает профилактика развития вышеупомянутого (и описанного в отдельной статье, см.) посттравматического стрессового расстройства, по отношению к которому острая реакция на стресс является одним из прогностически неблагоприятных факторов.

Врачи

Испуг у ребенка

ДЕТСКИЙ ЛУНАТИЗМ: ПОЛЕТЫ ВО СНЕ ИЛИ НАЯВУ?

Людей, которые ходят или разговаривают во сне, в просторечии называют веселым словом «лунатики». Однако, явление это совсем не безобидное. Симптомом каких заболеваний может являться детский лунатизм, рассказала врач-невролог клиники ЭКСПЕРТ Светлана Безух.

Светлана Безух — врач высшей категории, невролог, д.м.н, профессор. Автор 150 научных работ. Входит в состав Международной ассоциации неврологов. Стаж работы — более 40 лет. Принимает пациентов в клинике «Эксперт».

— Что такое лунатизм? Какие у него основные симптомы?

— Сам по себе сомнамбулизм, или лунатизм, как его называют на бытовом уровне, — это вид нарушения сна, то есть парасомния. Причем бывает не только снохождение, но и сноговорение. Нередко ребенок внезапно просыпается, садится в кровати с закрытыми глазами, видя какие-то свои сновидения, через несколько минут ложится и продолжает спать. Он может разговаривать во сне либо что-то бормотать, не просыпаясь, также может встать с постели, сделать несколько шагов с закрытыми глазами.

— Как правильно вести себя с лунатиком?

— Родители часто спрашивают, стоит ли будить ребенка в этой ситуации? Нет. Этим вы только усугубите ситуацию. Если он находится в состоянии снохождения, то его нужно осторожно взять за руку и уложить. Не надо с ним разговаривать, тормошить, что-то у него спрашивать.

— Что чувствует ребенок во время таких состояний?

— Во время парасомнии ребенок ничего не чувствует, он спит. Утром он, как правило, ничего не помнит.

— Возможно ли снохождение во время дневного сна?

— Могут быть эпизоды снохождения во время любого сна.

Испуг у ребенка

Лунатизм может быть одним из видов эпилепсии

— Чем опасен лунатизм?

— Если вы знаете, что ребенок впадает в такое состояние, необходимо обезопасить его от неприятных ситуаций. В спальне ребенка не должно быть мебели с острыми углами, выбирайте для него невысокую кровать. Когда он спит, окна должны быть закрыты так, чтобы их нельзя было открыть. Если состояния нарушенного сна возникают часто, необходимо периодически контролировать ребенка в это время, держа дверь в его комнату приоткрытой, и так далее.

— В каком возрасте чаще всего возникает снохождение и сноговорение?

— В моем клиническом опыте чаще всего это были дети 6, 10, 11 лет, а также в период пубертатного возраста, когда меняется гормональный фон, начинается процесс полового созревания, и, естественно, организм переживает стресс.

— Что провоцирует лунатизм?

— Ответ на этот вопрос может быть связан с перинатальным периодом, то есть со временем внутриутробного развития и родов. Если выясняется, что у ребенка, страдающего лунатизмом, есть предпосылки для формирования органического поражения центральной нервной системы (ЦНС), так как у его мамы была осложненная беременность и/или роды, а также если он перенес черепно-мозговую травму, менингит, то нужно провести обследование для исключения у него эпилепсии.

— К какому врачу необходимо обращаться в таком случае? Какие исследования обычно назначают?

— Такого ребенка нужно показать эпилептологу или неврологу, сомнологу, нейропсихологу. В план инструментального обследования входит электроэнцефалография, по показаниям возможно проведение МРТ или КТ головного мозга, особенно если снохождение развилось после перенесенной черепно-мозговой травмы или нейроинфекционного заболевания.

— Как проходит лечение ребенка, у которого заподозрили эпилепсию на фоне лунатизма?

— Если поставлен диагноз «эпилепсия», то назначается специфическое медикаментозное лечение и наблюдение эпилептологом.

Правильный режим — залог здоровья

— Что может еще скрывать под собой лунатизм?

— Синдром гиперактивности и дефицита внимания. С ним мы сталкиваемся довольно часто. Такие дети крайне гиперактивны, у них масса неконтролируемых движений: они могут подергивать плечами, моргать, издавать разные звуки на фоне гиперактивного поведения, импульсивности.

— И какое лечение применяют в данном случае?

— В основном, немедикаментозные методы: психолого-педагогическая коррекция, семейная психотерапия, поведенческая терапия, релаксационные методики, устранение сопутствующей патологии. Применение медикаментозных средств показано, если вышеназванные методики неэффективны.

— Что делать, если у ребенка нет проблем с ЦНС, нет гиперактивности, а снохождение время от времени возникает?

— Если у ребенка нет данных заболеваний, то необходим правильный режим. За несколько часов до сна рекомендовано пребывание на свежем воздухе и спокойные игры. Комната ребенка должны быть хорошо проветрена, а в квартире — тихо до тех пор, пока он не уснет. Перед сном можно почитать сказку в течение 10–15 минут. Необходимо следить за эмоциональным состоянием ребенка, особенно во второй половине дня и перед сном: исключить компьютерные игры, телевизор.

— Раньше считали, что сомнамбулизм связан с лунными фазами. Есть ли такая взаимосвязь?

— Это суеверия, никакого отношения к фазам луны лунатизм не имеет. Снохождение в определенные фазы луны — это просто совпадение.

— Передается ли сомнамбулизм по наследству?

— Если у ребенка, страдающего снохождением, поставлен диагноз «эпилепсия», то сложно заранее предполагать, что в дальнейшем он передаст это заболевание по наследству своим детям. Наследственная причина эпилепсии выявляется в 5–8% наблюдений.

Если ребенку поставлен диагноз синдром гиперактивности и дефицита внимания, то рекомендовано расспросить родителей, не было ли у них в детстве каких-то проявлений данного заболевания. Этот синдром в 10–15% наблюдений имеет наследственную предрасположенность. Особенно у мальчиков.

— Может ли сомнамбулизм со временем пройти сам?

— Если это симптом эпилепсии, сам он не пройдет. Если он входит в структуру гиперактивности и дефицита внимания, то тоже может пройти только после лечения. Если снохождение является проявлением нарушений сна — парасомнией, то так же необходимо соответствующее лечение и наблюдение у сомнолога. Очень важно наладить режим сна и отдыха, исключить стрессовые факторы, влияющие на полноценный сон ребенка. Если нет вышеуказанных заболеваний, то налаживание гигиены сна позволит устранить снохождения.

Многие психиатры придерживаются мнения, что зоофобии (боязнь определённой группы животных) имеют генетическое происхождение. Среди зоофобий особое место занимает инсектофобия.

Испуг у ребенка

Написал и проверил — автор статьи Черепенин Михаил Юрьевич

Страх является базовой эмоцией. Именно благодаря ему человечеству удалось выжить как биологическому виду, ведь страх удерживал наших далёких предков от действий, которые могли навредить им. С самых древних времён некоторые животные и насекомые представляли опасность для человека. Поэтому многие психиатры придерживаются мнения, что зоофобии (боязнь определённой группы животных) имеют генетическое происхождение. Среди зоофобий особое место занимает инсектофобия.

Она входит в число специфических фобий, ограничивающихся строго определёнными объектами или ситуациями. Эта фобия связана с боязнью насекомых и ей подвержены люди всех возрастных категорий. Чаще остальных видов насекомых объектом страха при инсектофобии становятся пчёлы и муравьи.

«Не люблю насекомых» или «боюсь»?

Отличить инсектофобию от простого нежелания контактировать с насекомыми можно по этим признакам:

у пациента начинается паника при виде насекомого. Испытывая сильнейший испуг, он пытается закрыться руками, спрятаться или убежать. Кожные покровы бледнеют или, наоборот, краснеют за счёт увеличения притока к ним крови, расширяются зрачки, у пациента наблюдается повышенное потоотделение, гипертонус мышц (в особенности спины) и психомоторное возбуждение (двигательное беспокойство разной степени выраженности);

больного начинает преследовать навязчивая идея о возможной встрече с насекомым. Чтобы защититься, он начинает распрыскивать вокруг себя различные яды, стараться держать все окна закрытыми, надевать защитную одежду и боится выходить на улицу;

пациент постоянно находится в состоянии тревоги. Он начинает прислушиваться к звукам вокруг и ждёт, что с минуты на минуту появится насекомое;

больной становится неспособен слышать разумные доводы о беспочвенности своего страха.

Эти симптомы характерны для всех видов фобий и являются признаком того, что человеку необходимо лечение — высок риск развития тяжёлых психических проявлений, при которых пациент вполне способен начать наносить себе вред. Известны случаи, когда люди с инсектофобией натирали своё тело ядовитыми мазями, чтобы ненавистные насекомые к ним не приближались, пытались бороться с ними с помощью открытого огня

Инсектофобия выражается более или менее ярко в зависимости от индивидуальных особенностей психического развития человека. Например, у детей любые фобии более выражены, нежели у взрослых.

Почему же люди начинают панически бояться насекомых?

Не зря существует выражение: «Все мы родом из детства». Часто инсектофобия корнями своими уходит в ранние детские годы: иррациональный страх перед насекомыми может испытывать человек, который, к примеру, видел, как близкого человека накануне смерти укусила оса, подсознательно связав эти два события. Неудачная шутка одноклассника, подложившего в ранец паука, может стать началом развития арахнофобии. В психиатрии в том числе существует такое понятие, как моделирование — к примеру, если мать ребёнка боится насекомых и каждое появление их сопровождается бурной реакцией с её стороны, малыш тоже может начать испытывать перед ними страх: по принципу «раз они так пугают маму, то и для меня представляют опасность».

В каждом отдельно взятом случае выявить предпосылки возникновения фобии способен только специалист.

Часто причиной развития инсектофобии является негативный опыт контакта с теми или иными видами насекомых. Апиофобия может возникнуть после аллергической реакции на укус пчелы или нападения роя пчёл, арахнофобия — нередко результат стрессового взаимодействия с пауками. Такой опыт контакта с насекомыми специалисты относят к объективным причинам инсектофобии.

Кроме них психотерапевты выделяют т.н. надуманные причины — например, человек боится, что насекомые могут попасть к нему в ухо, нос, желудок и даже в головной мозг, не воспринимая никаких разумных доводов о невозможности подобного.

вообще не в состоянии объяснить, почему насекомое вызывает в нём столь сильный страх. Многие пациенты просто боятся внешнего вида насекомых.

Нелишним будет сказать и о влиянии на формирование этого страха чтение человеком литературы и просмотр им фильмов, в которых присутствуют сцены агрессивного поведениянасекомых в отношении человека. Наше подсознание очень чутко воспринимает такие картины и из этого вполне может развиться необъяснимый страх перед этими животными.

Лечение инсектофобии

Пациенты, страдающие иррациональным страхом перед теми или иными насекомыми, не так часто обращаются за помощью к врачу. Одни считают, что это не нужно — достаточно просто не встречаться с объектом своего страха. Другие стыдятся признаться, что испытывают панический ужас перед безобидным муравьём.

По большому счёту, лечение необходимо тем пациентам, поведение которых становится опасным для них самих. Однако где та грань между сильным страхом перед пауком с желанием спрятаться от него и решением втереть в кожу ядовитое средство, лишь бы это «чудовище» и думало к вам приближаться?
Инсектофобию можно и нужно лечить. Современные методики позволяют успешно избавиться от страха насекомых — психологи многопрофильного медицинского центра Бест Клиник владеют эффективными методиками работы с пациентами, страдающими инсектофобией любой степени выраженности.

Как лечат инсектофобию?

Наиболее действенным методом борьбы с боязнью насекомых на сегодняшний день являются методы терапии воздействия. Они включают в себя:

систематическую десенситизацию — расслабление пациента и составление иерархии страхов. Когда выявлен объект фобии, психотерапевт применяет метод воздействия им на пациента. В течение курса лечения пациент поднимается по лестнице своих страхов (от самых простейших ситуаций с участием объекта боязни до непосредственной встречи с ним) — пока не побеждает свою фобию;

наводнение — более жёсткий метод. Пациент подвергается воздействию объекта своей боязни. Врач может преувеличивать его описание — больной испытывает при этом такое эмоциональное возбуждение, что в результате осознаёт беспочвенность своей фобии, ведь в реальности объект страха оказывается не таким уж страшным;

моделирование с участием — врач взаимодействует с объектом фобии пациента, а тот со стороны наблюдает за этим. Со временем пациент присоединяется к этому воздействию, поскольку видит, что объект боязни на самом деле вовсе не страшен.

Боитесь насекомых? Обратитесь к специалисту Бест Клиник — наши психологи помогут вам разобраться с причинами этого страха и победить его!

Первые самостоятельные шаги ребенок обычно делает к году, хотя даже здоровые дети могут «не укладываться» в эти сроки. Развитие двигательных навыков, которое является подготовкой к самостоятельной ходьбе, обычно происходит в определенной последовательности. Сначала ребенок начинается переворачиваться, потом садиться, ползать и, наконец, самостоятельно ходить. Некоторые дети, однако, минуют стадию ползания, они прямо переходят от сидения без поддержки к ходьбе. На какой бы стадии развития двигательных умений не находился ребенок, в норме он должен в равной мере пользоваться обеими руками и ногами и координировать движения обеих сторон тела.

Поначалу ребенок при ходьбе широко расставляет ноги и качается из стороны в сторону, носки ног направлены кнаружи, руки согнуты в локтях. Сначала он часто падает, но через несколько месяцев начинает чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы совершить сложные движения, например, шагать в сторону или назад, подходить к игрушке и поднимать ее, или в движении бросать мячик.

Вызовите «скорую помощь», если насморк сопровождается:

  • болезненностью при движении шеей
  • затрудненным дыханием
  • высокой температурой (более 39 0 С), не снижающейся при приеме жаропонижающих средств
  • не ходит к 1,5 годам
  • стремится вставать на носки при ходьбе
  • не пользуется в равной мере обеими руками и ногами

Когда ребенок начинает ходить, надо еще раз проверить безопасность квартиры. Ребенок может упасть с лестницы, попасть в опасные для него помещения, которые раньше ему были недоступны.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Ребенок в 1 год и 3 месяца не пытается ходить? Он неохотно двигается?

В первое время при ходьбе носки ног у ребенка направлены кнаружи или внутрь?

Нормальный этап развития ходьбы

Как правило, это происходит с возрастом

Ребенок хромает, жалуется на боли при ходьбе?

Травма; инфекция; другое заболевание, требующее диагностики и лечения

Ребенок хромает, но не жалуется на боли? Он ходит вперевалку?

Нервно-мышечное заболевание; патология тазобедренного сустава

Обратитесь к педиатру. Он решит, требуется ли консультация другого специалиста

Через несколько месяцев после того, как ребенок научился ходить, вы заметили, что он продолжает ходить на носках?

Привычка; нервно-мышечное заболевание

Вставание на носки нормально в раннем возрасте, но если оно сохраняется после 2 лет, нужна консультация специалиста. Запишитесь на прием к педиатру

Ребенок плохо ходит? Он часто падает и ему трудно бывает подняться? Помогает руками движениям ног, когда встает? Ходит вперевалку?

Мышечная дистрофия или другое нервно-мышечное заболевание, требующее диагностики и лечения

Покажите ребенка педиатру. Он решит, нужна ли консультация другого специалиста. Если диагноз подтвердится, потребуется длительное лечение

В первые месяцы жизни стопы ребенка лучше развиваются, если он не обут; чтобы ноги не мерзли, достаточно носков. Когда дети начинают выходит на улицу, им требуется обувь. Подошва должна быть нескользкой – так ребенку будет легче сохранять равновесие. Посоветуйтесь с детским ортопедом, какой должна быть обувь. Старайтесь выбрать качественную, но не слишком дорогую обувь. В этом первом возрасте нога растет так быстро, что первая пара обуви станет мала через 2-3 месяца. Проверяйте, не стала ли мала обувь, каждый месяц. Лучше вообще не иметь обуви, чем обувать тесную.

Основа традиционного лечения большинства форм шизофрении — прием нейролептиков. Современные нейролептические средства позволяют быстро стабилизировать психическое состояние и поддерживать ремиссию. Но как быть в тех случаях, когда прием нейролептиков не дает результата, или результат достигается ценой развития выраженных побочных эффектов, делающих невозможным прием этих антипсихотических средств?

Помимо нейролептиков при лечении шизофрении могут быть эффективны и другие методики, которые мы коротко опишем.

Медикаментозное лечение

Некоторые транквилизаторы обладают не только успокоительным действием, но могут давать антипсихотический эффект и оказывать лечебное действие при шизофрении. К таким лекарствам относится бромдигидрохлорфенилбензодиазепин (феназепам). При наличии показаний его применяют как в сочетании с другими средствами, так и самостоятельно. Более слабые, но тоже эффективные средства из этой группы это клоназепам и альпразолам.

Прием некоторых антидепрессантов оказывает лечебное действие при шизофрении. Особенно это относится к традиционным средствам первого поколения — амитриптилин (триптизол), мелипрамин и кломипрамин (анафранил). Их эффект проявляется на те формы шизофрении, при которых наблюдаются тревожные и депрессивные симптомы. Наиболее быстрое наступление лечебного эффекта и хорошая переносимость наблюдается при внутривенном введении.

Относительно недавно отечественные ученые представили результаты лечения больных шизофренией используя препараты из группы цитокинов. Первые результаты оказались обнадеживающими и есть надежда, что в дальнейшем эти средства будут шире применяться для лечения шизофрении.

Нейрометаболическая терапия способствует улучшению обменных процессов в головном мозге и может давать положительный эффект в виде улучшения общего состояния, уменьшения астенической симптоматики, снятия побочных эффектов нейролептиков, способствует уходу «негативной симптоматики» шизофрении. Есть данные о лечебном эффекте больших доз глицина при эндогенных заболеваниях психики. Нейрометаболическая терапия при лечении шизофрении широко используется в стационарных отделениях психиатрии.

Медикаментозная гипертермия. Суть метода — стимулирование иммунной системы организма через искусственное повышение температуры тела. В настоящее время применяется редко, хотя и давал неплохие результаты.

Испуг у ребенка

БОС-терапия . Биологическая обратная связь

Это современный метод лечения большого круга психических расстройств, который хорошо зарекомендовал себя при помощи больным шизофренией, особенно перенесшим психоз и находящихся на этапе формирования ремиссии. В основе действия этого метода — обучение пациента уменьшать внутреннее напряжение с наглядной демонстрацией ему результатов.

БОС-терапия применяется как во время пребывания больного в стационаре, так и после выписки — в домашних условиях.

Психотерапия

Воздействие на психику через психотерапевтические методы: беседа, внушение, расслабление, творческое самовыражение, тренинг, групповое занятие, индивидуальная психотерапия. Одна из задач — формирование критического отношения к своему состоянию, к болезни; укрепление доверия врачу; улучшение общения с окружением; восстановление социальной активности (учеба, работа, семья и т.д.). Применяется на всех этапах лечения шизофрении.

Психосоциальное лечение и психосоциальная реабилитация

Происходит после снятия острых симптомов шизофрении и перехода на поддерживающее лечение. Включает в себя элементы психотерапии и лечения средой: психообразование, тренинг социальных навыков, трудотерапия и др.

Диетотерапия

Некоторые виды диет и лечебного голодания оказывают терапевтическое действие при шизофрении.

Шоковые методы лечения шизофрении

Достаточно эффективные способы, особенно при острых и тяжелых формах шизофрении, не поддающихся нейролептической терапии. Наиболее распространенный вид — Э.С.Т. (электросудорожная терапия), инсулиновая терапия и атропиновые комы. Механизм действия связан с интенсивным воздействием на работу мозга в виде кратковременного выключения сознания.

Физиотерапия

Для лечения шизофрении применяются строго по показаниям. Используются методики с седативным действием: электро — сон и электроаналгезия.

Подводя итог следует сказать, что в этой статье перечислены не все лечебные методики, эффективные при шизофрении. Подробнее о них Вы можете узнать у лечащего врача психиатра либо обратившись в клинику РОСА. Самостоятельно их использовать нельзя. Благодарим за внимание!

Ссылка на основную публикацию